Дайверы хорошо осведомлены о проблемах декомпрессии. При нахождении под повышенным давлением в тканях организма растворяется азот и если резко снизить давление, то азот может перейти в газообразное состояние прямо внутри организма, что весьма плохо скажется на здоровье.
Однако если взять человека, которых находится при нормальном давлении, и снизить окружающее давление, то произойдет тоже самое. При подъеме человека на высоту в негерметичной кабине возникают так называют «высотные боли», которые по сути являются симптомами ДКБ.

Цитата из умной книжки: «Высотные боли возникают обычно начиная с высоты 8000 м, в большинстве случаев в течение первых 30 мин пребывания на высоте, но могут наступить и через несколько часов полета.
При спуске до высот 6000–7000 м и ниже мышечно-суставные боли исчезают, но нередко остается некоторое ощущение неловкости в пораженном суставе или мышце, а также состояние общей слабости и разбитости. Все эти явления полностью проходят через несколько часов после полета или, в крайнем случае, после ночного отдыха.
Если после спуска на высоту менее 8000 м боли прекратились, то при повторном подъеме на прежнюю высоту они могут возобновиться. Вместе с тем известны случаи, когда умеренные мышечно-суставные боли исчезали через некоторое время пребывания на той же высоте, на которой они возникли.
Встречаются и другие проявления высотных болей: кожный зуд, высотный кашель, загрудинные боли, боли по ходу нервных стволов и расстройства, связанные с поражением высших отделов центральной нервной системы.»

Очень милый я бы сказал подход — для дайвера дико слышать, что ДКБ не нужно лечить, типа и само пройдет.

Снижение окружающего давления ставит перед людьми, которые хотят работать в разряженной среде (вплоть до вакуума) две задачи:

1. Обеспечение снабжения тканей кислородом. Нельзя снижать парциальное давление кислорода ниже 0.16 атм., поскольку ниже скорее всего случится потеря сознания, и вообще желательно не снижать ниже 0.21 ата., поскольку при этом падает работоспособность.
2. Обеспечение отсутствия высотной ДКБ из-за резкого снижения давления.

Казалось бы идеальное решение — герметичная кабина заполненная воздухом, в которой поддерживается атмосферное давление. Однако часто такое не возможно из-за соображений массы кабины — кабина выдерживающая перепад давление в 1 атм, весит естественно больше, чем кабина скажем рассчитанная на перепад 0,3 атм.
Возникает так же вопрос, о том, что мы будет делать при внезапной или плавной разгерметизации нашей кабины. Если речь идет о большей кабине, то у нас должна быть внутри еще одна запасная «кабина» — скафандр.
Если считать скафандр вариантом герметичной кабины, то обеспечение подвижности конечностей при перепаде в 1 атм значительно сложнее сделать, чем при перепаде давления 0,3 атм.

Касательно скафандра, у нас может быть два варианта крайних варианта:

— Скафандр с воздухом, рассчитанный на нормальное давление внутри. Такие скафандры любили рисовать в середине 20 века — целиком жесткий включая конечности. Сделать такой скафандр очень сложно, да и весить он будет много, поэтому на практике не встречается.
— Скафандр в котором человек дышит чистым кислородом в котором давление понижено до минимума (можно 0.21 атм, но на практике до 0.3 атм).

Для того, что бы при работе в скафандре с давлением внутри ниже атмосферного не возникало ДКБ необходимо перед снижением давления провести десатурацию организмa от азота путем вдыхания чистого кислорода.

При дыхании чистым кислородом треть растворенного в тканях азота удаляется из организма в течение первых 10–15 мин, причем большая часть – за первые 3–5 мин. Остальные две трети азота выводятся довольно медленно. Для полной десатурации требуется дышать чистым кислородом не менее 5 ч. Следует заметить, что абсолютного удаления азота из организма достичь нельзя, так как медицинский кислород, применяемый для дыхания, содержит примерно 2% азота.

Длительная десатурация сопряжена с рядом неудобств. На основе барокамерных экспериментов в условиях большого разрежения признано вполне возможным сократить время десатурации до одного часа. Хотя при этом азот в организме остается, но декомпрессионные боли развиваются значительно реже и протекают в более легкой форме.

На фото: астронавты на МКС занимаются десатурацией прежде чем надень скафандры для выхода в космос.
Так же на картинки зависимости давления воздуха от высоты (из которых видно, что после 11 км надо обязательно делать скафандр с внутренним давлением больше, чем внешним иначе не получится обеспечить нормальное снабжение кислородом организма).

 

 

+7 (916) 670-05-74