Начиная с первой миссии астронавты летали в авиационных скафандрах. Вернее сказать это был даже не скафандр, а высотный костюм взятый от высотного разведчика SR-71. Судя по всему, с этого же самолета, были взяты катапультируемые кресла.

Первое фото – костюм первых миссий.


Второе фото – пилоты SR-71 на фоне своей машины.

Поясню разницу между высотным костюмом и скафандром.
Я уже немного писал по поводу ДКБ и обеспечения человека на высоте/в вакууме кислородом.
https://www.facebook.com/valery.mukhin.1966/posts/1102650629840578

Кратко напомню, что при дыхании чистым кислородом нельзя опускать давление в шлеме скафандра, находящимся в вакууме ниже 0.21 атм (по соображениям обеспечения кислородом организма), а по факту лучше держать давление на уровне 0.40 атм, поскольку это позволит сократить десатурацию организма от азота перед одеванием скафандра/взлетом до одного часа вместо пяти нужных для полного рассыщения.

Однако и остальной организм, кроме головы в шлеме, должен находится под давлением. Во-первых, это надо для того, что бы не порвались легкие, а во-вторых, для того, что бы шло кровообращение.

Настоящий скафандр помещает все тело в герметичную оболочку в которой создается давление равное давлению в шлеме. Вообще, на каком-то участке тела кратковременно давление может быть и значительно ниже, чем в скафандре. Например, ставились опыты, когда кисть руки кратковременно находилась в вакууме. Рука отекала, но после подъема давление кровообращение восстанавливалось.

Так вот идея высотного костюма в том, что давление на тело вне шлема оказывается не газом в замкнутой оболочке скафандра, а самим материалом костюма, который механически давит на тело.
Такое механическое давление кратковременно может обеспечить жизнедеятельность при пониженном давлении.

Правда в последнее время появились публикации о якобы возможности сделать скафандр по типу высотного костюмы для длительного нахождения при пониженном давлении, однако эти заявления вызывают скепсис.

Третье фото – макет скафандра с механическим давлением на тело.

Однако вернемся к Шаттлам. На пятой миссии (STS-5) происходит нечто интересное – скафандр заменяется просто тряпичным комбинезоном и каким-то стремным шлемом с подачей кислорода. Не, ну т.е. теоретически, если предварительно перед спуском подышать кислородом, то, даже есть какие шансы выжить при разгерметизации кабины. Далее мы посмотрим, что бы в реальности.

Четвертое фото – экипаж STS-5.

Пятое фото – экипаж STS-51L (последняя миссия Челленджера, закончившаяся катастрофой) летит в космос с голыми шеями.

Надо сказать, что система нумерации полетов Шаттлов очень странная. STS-51L был 25 полетом.

А вот следующая после катастрофы миссия STS-26 (это был реально 26 полет) уже получает новые скафандры.
Но это опять не скафандры, а высотные костюмы (конкретно эта модель называется Launch Entry Suit). То, что это не скафандр видно по перчаткам, которые не являются герметичными.

Launch Entry Suit использовались с STS-26 (1988) пo STS-65 (63 полет в 1994)

Шестое фото – экипаж STS-26 в Launch Entry Suit

И вот наконец в 1994 году экипаж получил настоящие скафандры Advanced Crew Escape Suit.
С этими скафандрами Шаттлы летали до завершения программы.

Седьмое и восьмое фото – Advanced Crew Escape Suit.

Миссия Колумбии STS-107 (113 старт челноков) так же закончилась гибелью экипажа.
Несмотря на наличие скафандров экипаж Колумбии погиб от декомпрессии, так как были подняты стекла шлемов и у троих не были пристегнуты перчатки после разгерметизации кабины . Конечно они бы все равно погибли бы потом от разрушения корабля (на высоте 60 км, где катапультирование еще не возможно), но тем не менее посадка с без использования имеющихся скафандров кажется слишком легкомысленной.

Надо заметить, что Шаттлы, в отличие от Бурана, практически не имели систему спасения. После катастрофы STS-51L была приделана некая система спасения, но приходится сомневаться в её работоспособности вообще.

Буран же имел катапультируемые кресла обеспечивающие спасение при достаточно серьезных высотах полета.
И самое главное – пилоты Бурана должны были иметь полноценные спасательные скафандры Стриж, являющие развитием технологии скафандров Сокол, используемых на кораблях Союз.

Девятое фото – система спасения пилотов Бурана.


Десятое фото – скафандр Стриж для пилотов Бурана.

Вольное обращение со скафандрами в программе Шаттле, напоминает историю гибелью экипажа Союз-11, который погиб потому, что в космической отрасли решили, что техника достигла высокого уровня надежности для того, что бы летать без скафандров.

Одиннадцатое фото – экипаж Союза-11.

+7 (916) 670-05-74
cheap antabuse antabuse online