Начиная с первой миссии Шаттла астронавты летали в авиационных скафандрах. Вернее сказать это был даже не скафандр, а высотный костюм взятый от высотного разведчика SR-71. Судя по всему, с этого же самолета, были взяты катапультируемые кресла.

Фото 1 — костюм первых миссий.


Фото 2 — пилоты SR-71 на фоне своей машины.

Поясню разницу между высотным костюмом и скафандром.
Я уже немного писал по поводу ДКБ и обеспечения человека на высоте/в вакууме кислородом.
https://www.facebook.com/valery.mukhin.1966/posts/1102650629840578

Кратко напомню, что при дыхании чистым кислородом нельзя опускать давление в шлеме скафандра, находящимся в вакууме ниже 0.21 атм (по соображениям обеспечения кислородом организма), а по факту лучше держать давление на уровне 0.40 атм, поскольку это позволит сократить десатурацию организма от азота перед одеванием скафандра/взлетом до одного часа вместо пяти нужных для полного рассыщения.

Однако и остальной организм, кроме головы в шлеме, должен находится под давлением. Во-первых, это надо для того, что бы не порвались легкие, а во-вторых, для того, что бы шло кровообращение.

Настоящий скафандр помещает все тело в герметичную оболочку в которой создается давление равное давлению в шлеме. Вообще, на каком-то участке тела кратковременно давление может быть и значительно ниже, чем в скафандре. Например, ставились опыты, когда кисть руки кратковременно находилась в вакууме. Рука отекала, но после подъема давление кровообращение восстанавливалось.

Так вот идея высотного костюма в том, что давление на тело вне шлема оказывается не газом в замкнутой оболочке скафандра, а самим материалом костюма, который механически давит на тело.
Такое механическое давление кратковременно может обеспечить жизнедеятельность при пониженном давлении.

Правда в последнее время появились публикации о якобы возможности сделать скафандр по типу высотного костюмы для длительного нахождения при пониженном давлении, однако эти заявления вызывают скепсис.

Фото 3 — макет скафандра с механическим давлением на тело.

Однако вернемся к Шаттлам. На пятой миссии (STS-5) происходит нечто интересное — скафандр заменяется просто тряпичным комбинезоном и каким-то стремным шлемом с подачей кислорода. Не, ну т.е. теоретически, если предварительно перед спуском подышать кислородом, то, даже есть какие шансы выжить при разгерметизации кабины. Далее мы посмотрим, что бы в реальности.

Фото 4 — экипаж STS-5.

Фото 5 — экипаж STS-51L (последняя миссия Челленджера, закончившаяся катастрофой) летит в космос с голыми шеями.

Надо сказать, что система нумерации полетов Шаттлов очень странная. STS-51L был 25 полетом.

А вот следующая после катастрофы миссия STS-26 (это был реально 26 полет) уже получает новые скафандры.
Но это опять не скафандры, а высотные костюмы (конкретно эта модель называется Launch Entry Suit). То, что это не скафандр видно по перчаткам, которые не являются герметичными.

Launch Entry Suit использовались с STS-26 (1988) пo STS-65 (63 полет в 1994)

Фото 6 — экипаж STS-26 в Launch Entry Suit

И вот наконец в 1994 году экипаж получил настоящие скафандры Advanced Crew Escape Suit.
С этими скафандрами Шаттлы летали до завершения программы.

Фото 7 и 8 — Advanced Crew Escape Suit.

Миссия Колумбии STS-107 (113 старт челноков) так же закончилась гибелью экипажа.
Несмотря на наличие скафандров экипаж Колумбии погиб от декомпрессии, так как были подняты стекла шлемов и у троих не были пристегнуты перчатки после разгерметизации кабины . Конечно они бы все равно погибли бы потом от разрушения корабля (на высоте 60 км, где катапультирование еще не возможно), но тем не менее посадка с без использования имеющихся скафандров кажется слишком легкомысленной.

Надо заметить, что Шаттлы, в отличие от Бурана, практически не имели систему спасения. После катастрофы STS-51L была приделана некая система спасения, но приходится сомневаться в её работоспособности вообще.

Буран же имел катапультируемые кресла обеспечивающие спасение при достаточно серьезных высотах полета.
И самое главное — пилоты Бурана должны были иметь полноценные спасательные скафандры Стриж, являющие развитием технологии скафандров Сокол, используемых на кораблях Союз.

Фото 9 — система спасения пилотов Бурана.


Фото 10 — скафандр Стриж для пилотов Бурана.

Вольное обращение со скафандрами в программе Шаттле, напоминает историю гибелью экипажа Союз-11, который погиб потому, что в космической отрасли решили, что техника достигла высокого уровня надежности для того, что бы летать без скафандров.

Фото 11 — экипаж Союза-11.

Основные моменты в истории полетов Шаттлов на которые я хотел бы обратить внимание:
1. Скафандры для Шаттлов начали делать с чистого листа взяв за основу авиационный костюм. Я не сторонник теории о том, что полетов на Луну не было, но в очередной раз нам было продемонстрирована полная потеря технологий. В то время как в СССР скафандр Стриж для Бурана делался как развитие Сокола и даже более того, попытались сделать по тому же принципу авиационный скафандр Баклан (Фото. 12) для Ту-160, в США начали двигаться по казалась бы давно пройденному пути от авиационных костюмов к космическим.

Фото 12 — Авиационный скафандр Баклан


2. Американцы аккуратно наступили на старые грабли идеи о том, что скафандры не нужны в космическом корабле и можно обойтись тряпичным комбинезоном и шлемом.

Однако на момент окончания программы Шаттлов  ACES был вполне годным костюмом.  Показательно, что в Википедии назначение этого костюма объясняется на основе Сокола (Типа, точно такой же, только оранжевый. Шутка):
The ACES suit is analogous to the Sokol suits used for Soyuz missions and its functions are virtually the same — the primary differences being the ACES suit having a detachable helmet and survival backpack, while the Russian suit has an integrated helmet and no backpack (due to the limitations in space aboard the Soyuz, and that the spacecraft is an entry capsule, not a winged spacecraft or lifting body).

Фото 13 — В качестве прикола можно вспомнить, что реплики  ACES любят делать из советского авиационного шлема ГШ-6

Однако история на этом не заканчивается. Модернизированный  ACES (MACES) должен использоваться в самой крутой программе США (нет это не программа SpaceX) — Orion/SLS.
Интересной для меня особенностью этой программы является то, что изначально спасательный скафандр  ACES в ней должен использоваться для внекорабельной деятельности. Дополненный ранцем от EVA, а так же дополнительными шарнирами скафандр стал универсальным.

Фото 14 и 15 — MACES в условиях гидроневесомости .


Это очень круто и мне нравится — именно по такому пути, на мой взгляд, должно идти скафандростроение в ближайшее время. Будет еще круче, если этот же скафандр доживет и до высадки на Луну/Марс.

+7 (916) 670-05-74
cheap antabuse antabuse online